Инициатива \"Зеленый мост\" (Астанинская инициатива)

ИНИЦИАТИВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

на 6-ой Конференции министров по окружающей среде и развитию

Азиатско-Тихоокеанского региона

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Руководствуясь стремлением содействовать выполнению решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.), а также Целей 7 и 8 Развития Тысячелетия,

Принимая во внимание потребность в интеграции усилий региональных процессов в области охраны окружающей среды и развития, координируемых ЭСКАТО и ЕЭК ООН, для сохранения общих в Евразийском регионе экосистем,

Стремясь к укреплению внутреннего потенциала в рамках национальной программы «Жасыл Даму» (Зеленое развитие)

ВЫДВИГАЕТ ИНИЦИАТИВУ «ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ»

(АСТАНИНСКАЯ ИНИЦИАТИВА)

ЦЕЛЬ ИНИЦИАТИВЫ «ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ»

- СОДЕЙСТВИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ «ЗЕЛЕНОГО РОСТА»

I. ОБОСНОВАНИЕ

1. Концепция Зеленого роста отвечает стратегическим потребностям стран Азии и Тихого океана. Она универсальна, всеобъемлюща и её актуальность не может быть исчерпана одним или двумя пятилетиями. Вместе с тем, в широчайшем спектре экологических проблем, сопутствующих экономическому развитию, в разных странах и суб-регионах АТР выявляются особо актуальные программные области осуществления экологически безопасного развития.

2. Инициативой Кита-Кюсю в региональный процесс сотрудничества внесен импульс межгосударственного сотрудничества и поддержки усилий стран, не обладающих достаточными собственными ресурсами. Следуя рекомендациям Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, пример такого партнёрства необходимо закрепить и поддержать, расширив его на другие форматы. В частности: на партнерство Европейского и Азиатско-Тихоокеанского процессов в сфере охраны окружающей среды и развития; партнерство агентств ООН, координирующих эти процессы; партнерство между странами Европейского Союза и странами АТР; сотрудничество приграничных стран, а также стран, расположенных в общих речных бассейнах по совместной охране и использовании экосистем.

3. Приграничные экосистемы подвергаются повышенной деградации, поскольку её причины и следствия зачастую разделены государственными границами. Одной из таких комплексных проблем является охрана и совместное использование трансграничных экосистем, и в первую очередь - рек и международных озер.

4. В нескольких суб-регионах АТР имеется опыт межгосударственного сотрудничества по совместному управлению трансграничными бассейнами. В частности, в Юго-Восточной Азии (бассейн реки Меконг) и Центральной Азии (бассейн Аральского моря и Каспийская экологическая программа). Однако, из 58-ми трансграничных бассейнов, соглашения о совместном управлении водными ресурсами имеются менее чем в десяти бассейнах региона.

5. Центрально-Азиатская инициатива по устойчивому развитию, выдвинутая к Всемирному саммиту по устойчивому развитию, показывает обширный опыт и большие возможности стран суб-региона для расширения трансграничного сотрудничества; наряду с этим – и многочисленные барьеры на этом трудном пути. Следует указать на высокое значение информационной, методической и ресурсной помощи стран Европейского союза и институтов ЕЭК ООН, способствовавших прогрессу межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии. Казахстан убежден в полезности распространения данного опыта на все страны Азии.

6. Дополнительным аргументом в пользу особой поддержки водного трансграничного партнерства является высокое значение водного фактора для экономического развития приграничных территорий, где рациональная водная политика становится невозможной, если страны не согласуют свои хозяйственные и природоохранные действия.

7. В регионе АТР нарастают проблемы охраны приграничных лесов и гор, биоразнообразия и ландшафтов; эти ресурсы составляют основу жизнеобеспечения населения приграничных территорий, в большей мере подверженных бедности и стагнации в развитии, чем население центральных районов стран региона.

8. Водные проблемы начинают приобретать особую остроту в связи с угрозой изменения климата. Уязвимость экономик стран Азии и Тихого океана к климатическим изменениям высока и многогранна; для некоторых стран климатические угрозы могут стать серьезным барьером для развития; в отдельных ситуациях – угрозой их существованию. Принимая во внимание ограниченные результаты Копенгагенского Саммита, проблема адаптации к изменению климата должна занять в повестках дня всех стран - аридных и прибрежных, горных и островных – одно из приоритетных мест.

9. В какую бы форму климатические тренды не трансформировались: дефицита воды и опустынивания, подтопления береговых зон или оползней – многим странам региона потребуется значительная, по меньшей мере – информационная и методическая помощь, но главное – ресурсная поддержка других стран и международных агентств.

10. Проблематика партнерства и поддержки стран АТР непосредственно связана с Планом выполнения решений Всемирной встречи по устойчивому развитию в части обязательств, касающихся поддержки развивающихся стран. Рекомендации Плана: о расширении, облегчении и финансировании доступа развивающихся стран к экологически безопасным технологиям (п.105 Плана); о координации международными финансовыми организациями и агентствами ООН программ помощи развивающимся странам (п.140 Плана); о координации и сотрудничестве региональных комиссий и укреплении субрегиональных институтов (п.159 Плана) - в полной мере отвечают целям Инициативы «Зеленый мост».

11. Развитие многоуровневого партнерства предъявляет особые требования к организационному, коммуникационному и техническому обеспечению процессов сотрудничества. Опираясь на опыт Сетей реализации предшествующих Инициатив, организационный потенциал следует укреплять, придавая ему долгосрочный и целевой характер.

12. Создание диалоговой площадки двух региональных процессов позволит подготовить условия для эффективной реализации вышеприведенных рекомендаций. Казахстан руководствуется уверенностью в том, что Инициатива «Зеленый мост», поддержанная Конференцией, ЭСКАТО и ЕЭК ООН, странами Европейского Союза, действительно способна стать связующим звеном между двумя региональными процессами сотрудничества, а также придать импульс к развитию всех форм партнерства.

13. Цель, задачи и тематические направления Инициативы отвечают стратегическим приоритетам деятельности, принятым 6-ой Конференцией министров по окружающей среде и развитию Азиатско - Тихоокеанского региона (Астана, 2010) и 6-й Пан-Европейской Конференцией Министров (Белград, 2007).

III. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ИНИЦИАТИВЫ

14. Основная задача Астанинской инициативы «Зеленый мост» - создание широкой, устойчивой и долгосрочной платформы сотрудничества, в целях:

а) повышения организационного и институционального потенциала межрегионального сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского и Общеевропейского регионов;

б) передачи положительного практического опыта и поддержки совместных проектов для «Зеленого роста»;

в) укрепления и развития ранее созданных в регионе сетей сотрудничества для устойчивого развития,

г) распространения наилучших практик, в том числе по совершенствованию законодательства, межгосударственному и межсекторальному сотрудничеству.

15. Мероприятия:

а) разработка, поддержка и мониторинг реализации Программы евразийского сотрудничества на период 2011-2015 гг.,

б) создание и поддержка информационной базы по приоритетным направлениям евразийского сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и развития,

в) предоставление офиса и поддержки для подготовки и реализации донорских проектов по совершенствованию систем управления охраной окружающей среды, развитию межсекторального сотрудничества и внедрению экологически безопасных технологий в странах Азии и Тихого океана,

г) организация информационной сети с контактными государственными уполномоченными и международными агентствами, бизнес-ассоциациями, общественными организациями региона АТР и Европы по тематикам евразийского сотрудничества, включая Сети Инициатив Кита-Кюсю и Сеула,

д) повышение потенциала и качества информационной, просветительской и образовательной деятельности по тематическим направлениям Инициативы посредством издания электронного бюллетеня о новостях региональных процессов, положительном опыте реализации Регионального Плана осуществления решений 6-й Конференции и Программы евразийского сотрудничества.

IV. ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

16. Республика Казахстан берет на себя обязательство осуществлять информационную, методическую, коммуникационную поддержку приоритетным направлениям сотрудничества двух региональных процессов; в особенности – тематик 1) охрана трансграничных экосистем и 2) адаптация к изменению климата.

Тематическое направление 1. Охрана трансграничных экосистем

17. Мероприятия:

а) техническая, информационная и экспертная поддержка процессов многосторонних политических консультаций по развитию трансграничного сотрудничества,

б) подготовка и рассылка обзоров, аналитических записок по проблемам охраны и использования трансграничных экосистем,

в) создание архива проектов развития трансграничного сотрудничества,

г) популяризация опыта стран Центральной Азии в развитии сотрудничества в Аральском и Каспийском бассейнах, а также трансграничных бассейнах России и Казахстана,

д) популяризация опыта создания приграничных особо охраняемых территорий и охраны мигрирующих животных,

е) подготовка проектов модельных трансграничных конвенций, с использованием опыта и методических наработок конвенций ЕЭК ООН,

ж) оказание консультативной, методической и информационной поддержки странам АТР.

Тематическое направление 2. Адаптация к изменению климата

18. Мероприятия:

а) подготовка и рассылка обзоров, аналитических записок по методологии оценки уязвимости и проблемам адаптации к изменению климата, с учетом опыта разработки казахстанских национальных документов по адаптации,

б) создание архива результатов проектов по повышению устойчивости к изменению климата,

в) пропаганда научных знаний, технологий и передового опыта по проблемам адаптации к изменению климата.

г) предоставление площадки и экспертная поддержка для подготовки донорских проектов по совершенствованию методов управления адаптационной деятельностью, а также по передаче соответствующих технологий странам АТР, в контексте п. 11 Копенгагенского соглашения об учреждении технологического механизма для ускорения разработки и передачи технологий и сети дочерних центров,

д) информационное и методическое содействие разработке национальных стратегий адаптации к изменению климата.

VII. СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

19. Евразийский офис «Зеленый мост», штатный персонал, оргтехника, Web-портал.

VIII. ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

20. Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан известит партнеров о начале функционирования и контактах Евразийского офиса.

21. Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан проведет консультации с ЭСКАТО и ЕЭК ООН о тематических рамках и средствах реализации Программы евразийского сотрудничества и представит на специальном совещании концепцию Программы; а по завершению разработки внесет на рассмотрение партнеров проект Программы и проект Соглашения сторон о её реализации.

IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ

22. Средства для финансирования Евразийского офиса, а также выполнения базовых задач по двум заявленным тематическим направлениям Инициативы, будут мобилизованы Республикой Казахстан из внутренних источников.

23. Средства для покрытия затрат на услуги Евразийского офиса по поддержке иных тематических задач будут покрываться партнерами в установленном порядке.

X. РЕКОМЕНДАЦИИ

24. Министрам стран-участниц 6-й конференции предлагается:

a) утвердить создание Евразийского офиса в качестве одного из механизмов осуществления Регионального Плана осуществления решений 6-й Конференции, призванного содействовать интеграции двух региональных процессов, и предложить правительствам, координирующим агентствам и соответствующим организациям членов и ассоциированных членов ЭСКАТО и ЕЭК ООН принять участие в разработке и реализации Программы Евразийского сотрудничества;

б) договориться о том, что основные функции Евразийского офиса заключаются в том, чтобы служить форумом для укрепления межрегионального сотрудничества между правительствами, членами и ассоциированными членами ЭСКАТО и обзора хода осуществления мероприятий в развитие Астанинской инициативы;

в) постановить, что первое совещание по рассмотрению концепции Программы Евразийского сотрудничества будет организовано Республикой Казахстан при содействии ЭСКАТО и ЕЭК ООН. На этом совещании партнеры примут решение относительно форм, механизмов и порядка функционирования Евразийского офиса и Программы.

г) постановить, что на втором совещании, организованном Республикой Казахстан при содействии ЭСКАТО и ЕЭК ООН, будут внесены на утверждение проекты Программы евразийского сотрудничества и Соглашения Сторон о её реализации, мониторинге и информационной поддержке.

XI. ОБРАЩЕНИЕ К ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ПАРТНЕРАМ

25. Выдвигая Инициативу «Зеленый мост» Республика Казахстан призывает страны и международные агентства внести свои вклады в реализацию Программы евразийского сотрудничества.

 
Съезд мировых и традиционных религий

Новости

Государственные символы Республики Казахстан

ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ КАЗАХСТАН С МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ»

Erlan Idrissov: High time for Central Asia and Kazakhstan to have a voice in UN Security Council

Текущая информация по привлечению международных участников "ЭКСПО 2017" (инфографика)

О Региональной карте предпринимательства (справочная информация)

Заявление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 8 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ О III МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ» среди авторов наиболее ярко, полно и объективно осветивших жизнь, культуру,

Erlan Idrissov: The Real Cause of the 21st Century

Объявление о премиях, грантах и Благодарности Президента в области средств массовой информации в 2016 году

Nursultan Nazarbaýew, Gazagystan Respublikasynyň Prezidenti Manifest. “Dünýä. XXI asyr”

Манифест Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Мир. XXI Век»

21 марта 2016 года Центральная избирательная комиссия обнародовала